© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Нам не нужен креатив, у нас тут серьезная проблема!

Сегодня в моде инновационность. Страницы интернета пестрят достижениями и нестандартными ходами разных компаний, мир захватывают новые технологии и продукты. Куча опросов провозглашают эру креативности, как способности, питающей инновации.

 

Здравая идея: если креативность нужна, то, чтобы быть инновационными, хорошо бы ее развивать. Правда, многие надеются, что все произойдет само собой: «Надо будет – придумаю». Вслед за этим обычно звучит: «Да не нужен мне креатив, у меня тут серьезная проблема!» С таким взглядом мы иногда сталкиваемся, когда приглашаем руководителей на тренинг креативности.

 

 

Что значит для руководителя «креатив»? Ворох неосуществимых, а потому никому не нужных идей? Методики генерации этих самых идей, начиная с популярного мозгового штурма? Или «креатив» - это рекламные и маркетинговые концепции? И тогда, при чем тут я – финансист, логист, HR-менеджер, главный инженер, региональный или коммерческий директор – руководитель любого подразделения Компании?

 

Точка зрения «креатив – для рекламы и маркетинга» - преобладает. Естественно, ведь тут новые идеи заметны как ни где! Сотрудники этих подразделений постоянно ищут, генерируют, тестируют и оценивают идеи, все равно как - самостоятельно или с помощью рекламного агентства. У руководителя же совсем другой функционал...

 

Всё же, предлагаю посмотреть на роль руководителя немного с другого ракурса.

 

 

Вы решаете задачи, стоящие перед Вашей Компанией. Что-то идет как запланировано, а что-то вызывает Вашу тревогу. Если это так, то можно сказать, что Вы столкнулись с проблемой. По части проблем решения принять достаточно легко. Получили информацию, нашли причины, перебрали варианты решений, взвесили, приняли одно. Как правило, мы обращаемся для решения к своему опыту. Иногда опыта недостаточно – таких ситуаций еще не было, тогда используем тот опыт, который хоть как то похож на нынешнее. Некоторые руководители используют «тяжелую артиллерию» - различные методы принятия решений – от диаграммы Ишикавы до построения Дерева текущей реальности (И. Голдрат), метода, который выводит на корневую причину происходящего. Системный анализ требует «дисциплины мысли». Нередко даже мастерство руководителя оценивается по способности из крох информации сделать верные выводы и принять верное решение.

 

Но есть часть проблем, которые не решаются методами системного анализа. Почему?

 

Во-первых, действительно некоторые задачи требуют нестандартного подхода. Вы определили причины, которые приводят к проблеме, а как их убрать – не понятно, решения нет. Нужно найти какое-то неожиданное решение, которое и проблему решит, да еще и будет нас устраивать по другим критериям – будет интересным, или, например, малозатратным.

 

Вторая причина, отчего нам не помогают методы системного анализа -- мысль крутится вокруг одного и того же: «Мы уже пробовали, а не получилось…». Иногда – мы так поглощены проблемой, что в тупике и не знаем, где взять решение. Можно сказать, что руководитель попал в «эмоциональную яму», и пока он там – негативные переживания сужают поле зрения и загоняют нас в ловушку фрустрации.

 

Третья причина – попытки решить «на бегу». Как правило, в таких ситуациях мозг выдает решения из опыта – привычные, отработанные, те, что когда-то мы уже делали. Если именно в этой ситуации опыт не срабатывает, то «эмоциональная яма» становится глубже и выбраться из нее еще сложнее.

 

В таких случаях и нужны креативные методы.

 

Что значит креативные методы? Это то, что увеличивает гибкость руководителя -способность посмотреть шире, переключаться на разные области поиска, ведь решение может находится где угодно. Другими словами, гибкость дает возможность рассматривать то, что раньше не приходило в голову. Находить ответы в маловероятных областях. Учитывать неожиданные факторы. Связывать несоединимое для получения решения. Находить дешевое и простое решение той самой давней проблемы, о которую сломали уже весь мозг.

 

Креативность руководителя, это не только умение генерировать идеи. Создать идею – это этап. Креативность – это процесс, где контрастная идея создается, а затем конвертируется в деньги, т.е. приобретает потребительскую пользу. Бизнесу нужны конструктивные, опережающие и контрастные идеи. Чтобы создавать их, нужно самому мыслить гибко, преодолевая шаблоны опыта, владеть технологиями поиска идей и создавать креативную среду для поиска идей другими.  

 

Увеличение гибкости и скорости генерации идей – это ключевые параметры, которые мы предлагаем развивать руководителям на тренинге «Нестандартное мышление - Thinking out of the box». Руководителям нужны простые инструменты, с помощью которых можно «вывести мозг из тупика», быстрые рецепты, точные – чтобы уж наверняка!

 

Скорость и гибкость мышления можно развивать за счет разных приемов и тренировок. Часто для развития гибкости мы предлагаем участникам тренинга выйти за пределы формальной логики.   Неизменно, решение задач на творческое мышление вызывает интерес. Люди хотят быть более гибкими, реагировать быстрее. И одновременно обнаруживается, что руководители «держатся» всеми силами за повседневное, обыденное. Иногда даже не могут решить совсем простые задачи, если требуется выйти за рамки привычного. Какой уж тут полет мысли… Предлагаем воспользоваться методом поиска идей – не хотят. «Ну и что это даст?», «Не, ерунда какая...»… То есть многие считают, что технологии поиска идей им не поможет, что они «умнее», чем технологии.

 

Задумайтесь! Мы ходим по кругу в решении, злимся от того, что не получается, теряем время, деньги и силы, но не начинаем использовать методики, которые явно помогут посмотреть на проблему по-другому, со стороны. Во всяком случае, они для того и предназначены – вывести из тупика. Чаще всего эти инструменты откладываются в сторону, хотя они очень «сильны», для того, чтобы придумывать новое.

 

Одна из таких методик, которые помогают выйти из тупика – визуализация. Визуализировать – значит смоделировать или нарисовать проблему.

 

Многих пугает «нелогичность»: «Вот еще – рисовать! Я хочу понимать!». За этим стоит стремление проконтролировать весь процесс решения, в расчете что он раскладывается на простой алгоритм. Или иллюзия, что креатив – это полностью осознаваемый процесс.

 

«Всего то» - нарисуй и проанализируй! Но за этим - доверие к себе в том, чтобы попробовать новое, непривычное. Выйти за пределы логики и позволить себе и своему мозгу поиграть. Быть уверенным, что эти «игры» имеют смысл и позволят найти новые идеи.

 

Например, если Вы нарисуете свою проблему, и проанализируете ее через рисунок, Вы получите новые направления для размышлений. Оказывается, что некоторые области, в которых можно поискать, даже не приходят в голову, не заметили иногда очевидного, ну а уж деталей сколько обнаружите! Попробуйте.

 

Пример из нашего опыта: решая вопрос увеличения продаж, над которым бьются уже давно, и как им казалось, все уже перепробовали, участники тренинга нарисовали аналогию «Как поймать больше рыбы» - лодка, сеть, рыбы разные от акул до мелочевки, даже медуз. Почему-то нарисовали водолаза. Обсуждая рисунок, поняли, что «водолаз видит, где рыба». Возникло предположение, что с «водолазом можно договориться, чтобы он загонял рыбу к нам в сеть». Отсюда появилась свежая идея - поискать на рынке эксперта, который может рекомендовать потребителям продукцию Компании. Еще нарисовали рыб разного размера, а сеть со средней ячейкой, - это навело на мысли по детализации и дифференциации коммерческих предложений.

 

Мне очень нравится наблюдать, как люди изучают проблему через рисунки и метафоры. Как недоверие на лицах участников сменяется недоумением, затем радостью и азартом, потом сосредоточенностью, вдохновением и возникает спокойный глубокий разговор в потоке. Итог – появляются новые направления для мысли, уверенность, что проблемой надо заниматься и уже виден горизонт решений!

 

Технологий правополушарного переоформления проблем, именно так называются методики, уводящие мозг на время от формальной логики, много. Их непременное условие – фантазия, воображение, сочетание несочетаемого. Осваивайте их, не пожалеете. Кроме неожиданного результата, они дают кучу энергии, удовольствия, радости! Главное – воспользоваться, позволить себе, найти время.

 

Опубликовано в: "Как делать?" HR-клуб

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload

Архив публикаций
Please reload

Поиск по тегам