© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Креативная революция: сколько творцов должно быть в компании?

 КРЕАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?

 

Генри Форд в своей книге «Моя жизнь, мои достижения» (Henry Ford, “My Life and Work”) описывает ситуацию, когда рабочие предложили оптимизацию рабочего процесса, которая позволила увеличить срок службы некоторых деталей. Даже тогда, в эпоху полной власти конвейера над людьми, уже высоко ценились рационализаторские предложения и нужны были сотрудники с творческим потенциалом.

Тем не менее, долгое время «креативность» считалась прерогативой исключительно творческих профессий, а в бизнесе само понятие «креативный подход» звучало обычно в контексте маркетинга, рекламы и PR. 

Сегодня ситуация резко изменилась. Ведущие мировые компании понимают, что без постоянного поиска новых решений, беспрерывного внедрения инновационных методов работы невозможно долго удерживать лидерские позиции на рынке.

Клаус Шваб, основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе, в своей книге «Четвертая промышленная революция» (Klaus Martin Schwab, «The Fourth Industrial Revolution») подчеркивает, что сегодня происходят фундаментальные изменения в том, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом.  Нынешняя цифровая революция по масштабу, объему и сложности не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Искусственный интеллект, роботехника, Интернет Вещей, автономный транспорт, 3D-печать, нано технологии, материаловедение, новые батареи, квантовые компьютеры – все эти особенности новой промышленной модели ведут к тому, что в скором времени многие процессы просто исчезнут, а с ними – и рабочие места.

Избегнуть автоматизации смогут только те профессии (а значит, и сотрудники!), которые требуют наличия социальных, творческих и коммуникативных навыков, недоступных компьютерам.

 

«ТАЛАНТИЗМ» VS «КАПИТАЛИЗМ»?

 

Важнейшим фактором конкурентоспособности компании сегодня становится «talentism», или ориентация на творческие кадры. «Талантизм» как новая экономическая концепция, приходящая на смену капитализму, не ограничивается хорошо известной нам «войной за таланты» на открытом рынке труда, но требует от компаний готовности вкладывать силы и ресурсы в развитие у сотрудников «креативного подхода» к решению задач. На первый план выходят такие компетенции, как принятие решений в условиях неопределенности, разработка новаторских идей, способность к адаптации, быстрое усвоение новых навыков, умение ориентироваться в разнообразных бизнес-контекстах. 

Компаниям необходимо совершенствовать свои навыки инновационной деятельности и при этом существовать в режиме «бета-версии», то есть в ситуации постоянного развития, которая влечет за собой повышенную неопределенность. Без творческого подхода и креативных решений, то есть без сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями, удерживать свои позиции в новых рыночных условиях скоро будет невозможно.

«Креативность» пока еще не входит в топ приоритетных для российских компаний компетенций, как показало последнее исследование, проведенное «CEB SHL Russia&CIS». Как отдельная самостоятельная компетенция «креативность» находится на сегодняшний день в середине рейтинга, но это совсем не означает ее низкую важность для бизнеса: она является составной частью других ключевых компетенций - таких, как «адаптивность» или «инновативность».

Еще более важным аргументом в пользу растущей значимости этой компетенции является позиция наших клиентов: все больше компаний, стремящихся сохранять лидерство на рынке, сегодня уделяют особое внимание программам развития креативности среди своих сотрудников.

 

ОПЫТ НАШИХ КЛИЕНТОВ

 

ГК «Институт Тренинга АРБ-Про» проводит программы по развитию креативности в бизнесе уже несколько лет. Под креативностью мы понимаем способность порождать идеи, умение отклоняться от традиционных схем, быстрее разрешать проблемные ситуации. Мы видим, что креативные сотрудники становятся инициаторами инноваций в компаниях: они не только приносят колоссальную прибыль, но позволяют компаниям сделать огромный рывок вперед в своем развитии.

Мы решили подробно расспросить наших клиентов о том, что они вкладывают в понятие «креативность» и что ожидают от своих креативных сотрудников.

 

КРЕАТИВ В РАМКАХ

 

По словам Марии Березиной, менеджера по маркетинговым коммуникациям компании Эмерсон, понятие «креативность» за последние два года очень сильно изменилось.

«Раньше считалось, что «креативить» должны специалисты по маркетингу, а остальных сотрудников это не касается. Сегодня, в условиях дефицита ресурсов, необходимо создавать нестандартные решения на каждом рабочем месте: бухгалтеру - подготовить один отчет из двух разных систем, менеджеру по работе с клиентами – найти решение для сложного нового запроса, инженеру – разработать прибор с лучшими техническими характеристиками без увеличения стоимости. Креативность для нашей компании сегодня означает гибко изменять способ действия, не меняя цель. Нам важно достижение результата за счет отказа от экстенсивных действий, то есть не через увеличение затрачиваемых ресурсов, а за счет поиска новых путей».

По мнению Марии, для производственной компании достаточно иметь 20% креативных сотрудников, которые будут «лидировать» творческий      подход в своих подразделениях: практически по принципу Парето. Для Эмерсон, как для крупной компании, важно, чтобы творческий процесс происходил в определённых рамках. «Процедуры ограждают компании от ошибок, они экономят ресурсы и энергию, но мы приветствуем поиск новых путей для достижения цели» - подводит итоги Мария Березина.

 

РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ

 

«Бытует мнение, что креативные люди – это люди без рамок. Для нас это не совсем так: у креативных людей есть границы, но компания умеет эти границы двигать» - говорит руководитель отдела по подбору и организационному развитию в одной из ведущих компаний в сфере Luxury-индустрии.

«Мы проверяем креативность в каждом сотруднике, которого берем на работу, потому что для нашей компании эта компетенция важна на каждом рабочем месте. На этапе отбора мы предлагаем бизнес-кейсы, которые помогают проверить, насколько человек «выскочил» в другие области, насколько он сможет привнести что-то новое в уже известное. Креативность для нас – это проактивное поведение. Это то, как сотрудник реагирует на неожиданную ситуацию и как он ищет решения возникающим трудностям. Мы хотим, чтобы сотрудники подходили к своим обязанностям неформально, что стало даже особенно важно для компании в последние два года».

Кстати, на одной из креативных сессий сотрудница коммерческого отдела отметила, что всегда берет с собой в отпуск блокнот и записывает те моменты, которые ее впечатлили, зная, что они могут впоследствии стать источником вдохновения в работе.

Креативные сотрудники – источник инноваций

«Инновации стоят сегодня для нас на первом месте» - рассказывает Наталья Шумкова, директор Danone Академии в России и СНГ.

«Для нас принципиально важно, чтобы сотрудники изобретали новые вещи, предлагали прорывные идеи.  В целом, традиционный подход в наши дни претерпевает изменения, а скорость распространения информации становится просто космической. Стало еще труднее соответствовать потребителю и крайне сложно предугадывать его пожелания, поэтому компании должны быть готовы при необходимости оперативно перестраивать свои бизнес-модели. Креативные сотрудники -  это те, кто слышат потребителей и опережают время».

Креативных сотрудников, по мнению Натальи, сейчас в компании не больше 10-20%, и, конечно, это соотношение должно увеличиваться. «Креативность – это готовность создавать абсолютно новые продукты ради клиента или функциональные технологии, позволяющие быстрее обмениваться информацией, принимать решения или действовать» - завершает Наталья Шумкова.

 

МОЖНО ЛИ РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД?

 

Уже сегодня передовые компании на территории России включают развитие креативности в программы развития персонала. К приглашению сотрудников на такие семинары компании подходят по - разному: есть запланированные программы обучения креативности для целых департаментов – в первую очередь, для отделов маркетинга, центров исследований и разработок, но существуют и отдельные «креативные» блоки, включенные в индивидуальные планы обучения отдельных специалистов.

Можно ли развить креативность? Конечно, да.

Во-первых, в нашей программе «Креативность в бизнесе» мы работаем над ошибочной установкой, что креативность – это удел избранных, а во-вторых – даем вполне конкретный инструментарий. Например, берем несколько задач, стоящих сейчас перед отделом или компаний, и показываем, как можно «сгенерить» варианты решений с помощью разнообразных методов, как групповых, так и индивидуальных.  Мозговой штурм (прямой или оппозиционный), метод работы с аналогиями, использование триггеров, применение синектического подхода к поиску новых решений, тренировка дивергентного мышления и ассоциативных механизмов – сегодня в нашем распоряжении множество действительно работающих инструментов.

Внедрение программ по развитию креативности приносят абсолютно видимые, конкретные результаты.  Один из наших клиентов сообщил, что после тренинга «Креативность» в компании была проведена модернизация уже существовавшего продукта; другая компания ввела новый способ коммуникации между сотрудниками, а один из руководителей отметил, что применение изученных на тренинге креативных методик позволило значительно сократить время рабочих совещаний!

Креативность действительно перестает быть компетенцией, обязательной только для творческих профессий: в эпоху цифровой революции каждый специалист, если он хочет и в будущем быть востребованным динамичным рынком, должен развивать в себе творческий подход к работе. Новая экономическая реальность меняет само отношение бизнеса к «креативности»: успешные компании постепенно перестают с особым трепетом относиться к «творческому классу» и ждут креативного подхода от каждого сотрудника.

 

Опубликовано в E-xecutive.ru

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload

Архив публикаций
Please reload