© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Синквейн. С чем его едят?

Ограничения - необходимый движитель творчества. Именно благодаря ограничениям мы можем создать что-то новое и прекрасное!

 

Один из методов, позволяющий увидеть новые смыслы, благодаря ограничениям - это синквейн. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; это сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, своего взгляда на событие или предмет.

 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

 

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey[en]), опиравшаяся на знакомство с японскими  миниатюрами хайку и танка. Постепенно появились разные виды синквейнов.

 

Традиционно - это форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

 

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

 

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

 

 

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

 

Существуют разные виды синквейлов: 

  • Традиционный. Состоит из пяти строк со слоговой структурой 2—4—6—8—2

  • Обратный (Реверсивный)со слоговой структурой 2—8—6—4—2

от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

  • Зеркальный. Состоит из традиционного и обратного.

от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто

 

Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

  • Бабочка. Девять строк со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2

от Ариэля Дороро:

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты

 

Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу

  • Корона. Это 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное произведение.

от Алены Тимаковой:

Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…

 

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

 

Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…

 

Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.

 

Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…

  • Гирлянда. Аналог венка сонетов. Состоит из короны и ещё одного синквейна, в котором первая строка взята из первого синквейна короны, вторая из второго, и т.д.

от Юлии Зайцевой:

 

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

 

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

 

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

 

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

 

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

 

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

 

Дидактический синквейн появился в Американских школах и был основан не на слоговой зависимости, а на содержании и синтаксисе каждой его строки. 

 

 

 

 

Дидактический синквейн пишется  по следующим правилам:

 

1 строка – одно существительное - главная тема сиквейла, это объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка – два прилагательных, выражающих основную мысль, описывают признаки и основные свойства выбранного объекта или предмета .

3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта

4 строка – фраза, из 4 слов,. показывающая личное отношение автора .сиквейла к теме

5 строка – одно существительное, связанное с первым, отражающее суть предмета или объекта (или ассоциацию к предмету или объекту).

 

 

Для чего можно использовать сиквейл?

  • Позволяет находить в массиве информации наиболее существенные элементы

  • Учит делать выводы и кратко их формулировать

  • Помогает быстро и правильно высказать свое мнение

  • Развивает способности к анализу

  • Позволяет находить далёкие ассоциации при работе в группах

  •  

    Развивает образную речь

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

 

 

Креативность.
Постижимая. Неизвестная.
Расширяет. Вдохновляет. Околдовывает.
Она вокруг тебя всегда.
Многогранность.

(дидактический)

 

Творец. 
Глядит кругом.
Выискивает цель.
Внезапно озаренный ею.
Кричит.

(классический 2-4-6-8-2)

 

 

Придумывайте свои синквейны!  Источник: Сайт про синквейны.

 

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload

Архив публикаций
Please reload

Поиск по тегам