Как изменится мир, если люди будут не ходить, а прыгать?

Что вы знаете о мозговом штурме?

 

Что приходит на ум, если надо придумать идеи? «Давайте проведем…Мозговой штурм!»

 

Мозговой штурм это привычный метод генерации, самый известный и распространенный. Зачастую, уже тогда, когда вы произносите «сейчас будет мозговой штурм», на лицах написано уныние и неверие в результат.  Тем не менее, собирается группа людей, ведущий вводит правила, озвучивает проблему, все генерируют идеи, выбирают одну или несколько. Все?

 

«Зажегся» ли мозговой штурм? Получилось ли придумать? Что делать с идеями, которые бредовые и не выполнимы?

 

Итак, основная цель мозгового штурма (МШ) – получить много идей.

 

Опустим ключевые факторы, влияющие на МШ – подготовка ведущего, состав группы, «правильность» формулирования проблемы. Про них много говорят, почти в каждой статье, посвященной МШ, информация о них есть. Обратимся к нюансам, способным вдохнуть жизнь в МШ или окончательно засушить вашу мысль.

1.     В начале МШ Ведущий бодро говорит: «Смелее,  выдавайте  Ваши неожиданные  идеи!".  Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что  пообедал,  у  кого-то  болит  голова, кому то срочно нужно ответить на смс. Что делать ведущему?

 

a)     Продолжить призывать участников высказываться, шутить, приводить примеры своих идей

 

b)     Задать регламент высказываний - говорить по очереди и придерживаться этой процедуры

 

c)     Выровнять эмоциональное состояние участников. Например, решить какую-то шутливую задачу/проблему.

 

 

Вы правы, если выбрали пункт С.

 

Призывы, как правило, не работают.  А лишнее напоминание о регламенте вообще стопорит штурм. 

 

МШ (мозговой штурм) как и другие методы генерации идей чувствителен к состоянию участников. Если люди устали и в стрессе, не стоит надеяться, что они будут эффективно придумывать. Лучше всего подходит для МШ состояние игры, азарта, смеха.

 

Для того, чтобы расслабить людей и одновременно, настроить на общение и игру – предложите, в качестве разминки, решить какую-то смешную, детскую, шутливую или неожиданную проблему. Что подойдет? Придумайте сами или возьмите эти:

 

- Как изменится мир, если люди будут не ходить, а прыгать?

 

- Какие есть нестандартные способы использования горшка для цветов?

 

- Если бы наши клиенты, все стали бы делать левой рукой, как мы бы изменили наше взаимодействие с ними?

 

- Если бы на Земле все время шел дождь, как бы изменились наши услуги?

 

- Если бы предметы умели разговаривать, как бы изменился мир?

 

- Что бы было, если бы все вокруг стало оранжевым?

 

Также, можете посмотреть какой-либо воодушевляющий видеоролик – с неожиданным сюжетом, смешной, наивный, трогательный. Зачастую мы сами смотрим рекламные ролики из Канских львов.

 

 

 

2.     Во время МШ люди «говорят хором», пытаются сказать быстро, рассказывают байки, которые вспомнились, смеются.  Вы как ведущий:

 

a)     Спросите участников, как можно развить ту идею, которую они уже сказали: «Ты предложил, чтобы лилипуты нам помогли! А как они нам могут помочь?»

 

b)     Переключите внимание участников на другую область поиска, рассказав свою историю 
или предложите свою идею: «Еще можно вот так сделать!»

 

c)     Сделаете замечание тем, кто перебивает: "Вы сейчас говорите хором и можно потерять идею, так как ее не слышно"

 

 

d)     Будете апеллировать к правилам: «Давайте вспомним правила МШ. Предлагаю говорить по очереди, медленно, чтобы была возможность записать.»

 

 

Вы правы, если выбрали вариант А.

 

Этот вариант предлагает развить прозвучавшую идею, предлагает пофантазировать еще или «приземлить», наводит на новые пути. 

 

Не бойтесь скорости! Регламент, в этом смысле, не нужен. Нужна легкость и игра. Очень удачное сравнение делают Нил Смит, Патрисия О’Коннелл в своей книге «Как компании-лидеры избегают бестолковых решений»: «Удачный мозговой штурм похож на изготовление попкорна. Сначала все тихо, потом раздаются редкие взрывы, затем следует безостановочный громкий треск, после которого снова наступает тишина. В разгар мозгового штурма идеи вылетают одна за одной с бешеной скоростью.  Люди заражают друг друга энтузиазмом, дополняют и развивают идеи друг друга».

 

 

Вполне нормально, что идеи следуют одна за одной. Вспомните про цель – мы хотим получить как можно больше идей, а не услышать мнение каждого. Не стремитесь «задать процедуру» и строго ей следовать. Как раз показатель успешности МШ – это спонтанность, выкрики, смех. Нам нужно активировать подсознание.  Исследования показывают, что выплеск дальних ассоциаций (а он то нам и нужен) возможен, когда притушен контроль логики. При этом нечего ждать от людей соблюдения регламентов, самоконтроль то снижен. Поэтому варианты С и Д не подходят. В них участников побуждают увеличить контроль за своим поведением.

 

Вариант Б – это вариант скрытой критики, другими словами - игнорирование. Кто-то высказал идею, а ведущий переводит тему. Получается, что идея «подвисает».  Да и генератору обидно, что его не слышат.

 

 

 

3.      В результате МШ получено 70% идей «бредовых». Что вы будете делать?

 

a)      Поблагодарю участников, отмечу самые нестандартные идеи. В следующий раз не буду приглашать в группу тех, кто их придумывает

 

b)     Попрошу группу вернуться к обсуждению и разобрать «бредовые» идеи, особенно, если они вызывают сильные эмоции

 

c)      Предложу участникам оценить и выбрать идеи для внедрения. Они сами отсеют 
«бредовые» идеи.

 

 Браво, если Вы выбрали вариант Б! Цель Мозгового штурма придумать много. Чем невероятней, тем лучше. Только вопрос – что с ними потом делать, с этими невероятными, бредовыми идеями?  

 

Эти идеи стоит доработать. Особенно те, которые вызывают сильные эмоции - смех, удивление, желание развить идею таким же смешным образом. В таких идеях явно есть энергия, чтобы превратить их в нечто более реальное для воплощения.

 

 

Например, в одной из компаний мы решали проблему «Как сделать, чтобы нам не ставили задачи после окончания рабочего времени?». Наверняка Вы слышали о том, что 14 часов в Москве означают, что в Новосибирске уже заканчивается рабочий день, а задачи из Москвы летят. Не учитывают руководители «перепад» во времени. Что с этим можно сделать? Появилась идея «Пусть Москва переедет в Магадан». Очень эта идея понравилась и вызвала оживление в рядах. Вот и ее то и стали дорабатывать. Задали вопрос «А что это значит? «Москва переехала…» Ответили так: «Чтобы они влезли в нашу шкуру», «Нужно, чтобы они там в Москве, каждый раз, когда отправляют письмо, знали, сколько у нас времени».  Вот эта формулировка привела к решениям – настроить почту так, чтобы при выборе адресата указывалось его текущее время. Или при выборе адресата появлялось уведомление, что у него уже закончился рабочий день.

 

 

4.      В результате МШ было придумано 80 идей. Что Вы будете делать дальше, какой следующий шаг?

 

a)      Скажу о том, что МШ не закончен, начинается следующий этап работы над идеями и скажу, как будет организована работа группы далее

 

b)     Назову лучшие, на мой взгляд, идеи (реалистичные, годные для внедрения и интересные).

 

c)      Поблагодарю участников и отпущу их работать. Потом всем разошлю перечень идей для выбора.

 

Вариант А – предпочтительный.

 

Многие МШ спотыкаются об отсутствие процедуры выбора идей. И речь идет не о банальных «корзинах» -  немедленная реализация, доработка, архив. Речь идет о том, что эту работу тоже стоит спланировать и подготовить.

 

МШ удался, идей много и хочется. Чтобы все это не пропало зря. Если участники МШ не знают, что стало с их идеями, не ждите. Что в следующий раз они вновь захотят придумывать. Поэтому лучше, если в группе генераторов вы найдете аналитиков, или все вместе будете оценивать идеи.

 

Введите критерии оценки. Убедитесь, что не попадут в урну идеи «для доработки». Сделайте архиватор идей – проклассифицируйте все идеи, выделите категории, разнесите идеи по ним. Сразу будет видно из каких областей идеи есть, а что незаслуженно забыто и можно поискать и там. Да и в следующий раз Вы сразу сможете воспользоваться рубрикатором и найти идеи быстрее.

 

 

 

5.      Стоит ли делать перерыв между периодом генерации и оценкой идей?

 

a)      Да, нужен перерыв - инкубация, чтобы обдумать и оценить идеи. Лучше проводить оценку идей завтра.

 

b)     Да, короткий перерыв нужен - 15 минут достаточно.

 

c)      Нет, перерыв не нужен. Лучше быстрее закончить МШ и получить идеи.

 

 

Выбрали ответ А? Вы правы! Лучше оценивать идеи после того, как улегся творческий экстаз. Для оценки идей нужно состояние сосредоточенности, сфокусированности. Если Вы хотите тщательности и результата в анализе и доработке идей – перенесите этап анализа на завтра.

 

15 минутного перерыва недостаточно. Во время интенсивной генерации идей – мозг устаёт, а ему нужно время, чтобы восстановиться.

 

 

 

Вариантов проведения мозгового штурма множество. Выбирайте тот, который Вам нравится! Будьте внимательны к деталям и все получится. А готовы помочь организовать МШ или научить Вас проводить его.

 

 

Вдохновения Вам!

 

Опубликовано в: kakdelat.ru

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018