© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Влияние обмена идей на креативность

Обычно в компаниях идеи генерирует группа сотрудников. Всем привычны мозговые штурмы на совещаниях, во время разработки проектов. Возникающие проблемы также, зачастую, решаются коллективно. При этом люди обмениваются идеями.  Сергей Ростиславович Яголковский (ВШЭ, Москва) исследовал влияние обмена идей на креативность. 

 

Выяснилось, что есть 3 механизма влияния других на то, как мы будем придумывать идеи. Используя эти механизмы, мы можем увеличить качество и количество генерируемых идей:

 

1. Когнитивное обогащение. 

Слушая других, мы расширяем свои представления о проблеме, о возможных точках зрения на нее, об отношениях к проблеме других. 

Благодаря этому у нас возникают новые цели, критерии оценки результата, новые способы решения задач. 

Когнитивное обогащение, то насколько мы раскроем возможности, которые нам дадут другие,  во многом определяется  спецификой процессов целеобразования. Например, если мы ставим перед собой цели что-то узнать, то у нас актуализируются   познавательные мотивы, и мы становимся более восприимчивы к определённым аспектам получаемой  информации, начиная считать её более важной и значимой.

Благодаря когнитивному обогащению мы можем модифицировать и дорабатывать чужие идеи.

 

Выделены следующие формы когнитивного обогащения:

  • получение  новой информации и знаний о предметной области, которое может привести к изменению  представлений об особенностях поставленной задачи) 

  • выявление основных способов их продуцирования идей (по аналогии с тем, что говорит партнер) с последующим переносом этих способов в процесс выполнения поставленного задания

  • изменение критериев оценки и отношения к идеям и личности его партнёра по творчеству.

Результат когнитивного обогащения:

  • генерирование  новых идей при условии когнитивной стимуляции со стороны явного или «заочного» партнёра по творчеству

  • модификации и развитие стимульных идей

  • обсуждение «чужих» идей (при отсутствии своих собственных предложений)

Интересно, что 51% людей отметило, что им помогает придумывать новое глупые и "несуразные" идеи других.

 

Рекомендуем:

- если вы генерируете идеи в группе, и вам кажется, что другие говорят ерунду, то вспомните о целях. У вас есть цель - найти зерно истины в словах, а не цель покритиковать.

- найдите в каждой точке зрения информацию для обогащения. Подумайте, чем Вам может быть полезна информация, о которой говорят другие

- задавайте друг другу вопросы, развивая идеи партнера

- анализируйте способы генерации идей партнером и берите эти способы на вооружение 

- эффект когнитивного обогащения увеличивается, если вы собираете в группу разных людей (пол, возраст, опыт, образование) , с разными точками зрения. При этом уделяйте внимание построению коммуникации, правилам Мозгового штурма - "нет критике", "все идеи полезны", "развивай идею другого".

- шутите, играйте, старайтесь придумывать "несуразное" - это даст толчок вашему творчеству и творчеству других.

 

2. Трансляция "творческого эмоционального фона".

Мы влияем на эмоции друг друга во время генерации идей.

Причем, мы влияем друг на друга не только в процессе содержательной работы над идеями, но и в процессе коммуникации.

Цели, которые мы перед собой ставим, также влияют на то, какие эмоции мы будем транслировать и "зеркалить" от других.

Если  мы поставили себе цели, ориентированные на успех, то чаще возникают эмоции, связанные с генерирование новых и оригинальных идей, а если мы больше хотим пообщаться (ставим перед собой коммуникативные цели), то на нас более выраженное влияние оказывает творческая обстановка.

 

Рекомендуем: 

- ловите/осознавайте  эмоциональные состояния. Один "хмурый" коллега, которые не верит в идеи, может заразить всех своим неверием. 

- вы всегда можете "изменить" эмоции. Юмор, игра, притчи и анекдоты, какая-либо физическая разминка, рисование - все это может помочь. 

- обсудите, какие эмоции вам нужны для генерации идей, найдите  способы их достичь

- поставьте цели, в том числе, коммуникативные

 3. Сравнение своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра.

Во время генерации идей мы сравниваем себя с другими в двух основных формах:

- сравнения "вверх" -  мотив самосовершенствования 

- сравнения "вниз" - мотив поддержки своей самооценки.

 

Результат - меняется наша мотивация придумывать.

 

Как зависит качество наших идей от того, что мы слышим от других?

Исследования показывают, что продуктивность генерации идей уменьшается, . если обмен идеями происходит в опосредованной форме (то есть вы получили список идей, а самого человека, который это придумал - нет рядом с вами). Если рядом есть человек, с которым вы можете пообщаться, а не просто прочитать то, что он придумал, то продуктивность генерации идей повышается. 

 

Наиболее существенное повышение продуктивности произошло в группе, получившей стимульный материал "несуразного" содержания. При формулировании предметных целей у испытуемых этой группы доминировала ориентация на количественные показатели успешности выполнения задания. Среди коммуникативных целей преобладали цели, связанные с желанием получить поддержку и помощь от своего партнёра, активизировать его деятельность, связанную с выполнением предложенного задания, побудить его к различным оценочным высказываниям. 

 

Количество оригинальных идей увеличивается, если  используется оригинальный стимульный материал. Оригинальность идей растет, если удается установить взаимопонимание между участниками обмена идеями и конкретизировать конечную цели творческой деятельности, способа решения задачи и т.п. Так, многие испытуемые, которым был предъявлен стимульный материал оригинального содержания, указывали в своих самоотчётах на то, что творческий процесс партнёра создавал особую "атмосферу", помогающую им самим продуцировать необычные применения предложенного предмета.

 

 

Рекомендуем:

 

- придумывайте в "оригинальной атмосфере" - найдите необычное место, которое будет побуждать вас придумывать 

- окружайте себя во время придумывания разными стимулами. Помните, что креативность боится белого листа бумаги! Принесите разные предметы, картинки, запахи, цвета

- просмотрите или прочитайте что-либо для вдохновения

- обсуждайте свои идеи друг с другом

 


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/vliyanie-obmena-ideyami-na-kreativnost#ixzz4t1djkU2b

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload

Архив публикаций
Please reload

Поиск по тегам