© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Креативность для HR: технологии генерации инновационных решений

Представьте себе ситуацию. Вы приходите на работу, пусть это будет вторник. Наливаете чашку кофе или совершаете какой-нибудь другой привычный утренний ритуал. Включаете компьютер и проверяете почту.

В почте вы находите письмо от руководителя филиала, генерального директора, управляющего… В письме Вы видите следующее:

«Добрый день, …!

Сегодня в 17.30 состоится совещание по вопросам открытия новых торговых точек в Республике Коми. Подготовьте, пожалуйста, «бриф» решения по закрытию вакансий».

Вы прочитали письмо, открыли ежедневник и выделили 60 минут.

 

Перед Вами чистый лист бумаги или чистая страница word. Вы смотрите в окно и размышляете о том, что уже было сделано для того чтобы найти персонал на подобные вакансии в Перми, Челябинске и Тюмени.  За последние 5 лет штат увеличился в 2 раза, технологии найма отработаны. Только вот  где взять  торговый персонал в городе Усинск или Ухта?  Внимательное изучение карты  России  на развороте ежедневника не дало результата. Толковых людей все меньше и меньше, учить молодежь некогда, да и зарплату сразу хотят заоблачную… Знакомо?

 

 Ситуация, когда нет готового алгоритма действий и нужно предложить нестандартное решение требует от HR специалиста креативного подхода.

 

В каких еще ситуациях  в работе специалиста по управлению персоналом нужны креативные решения?

 

 Актуальные вопросы в работе HR, требующие креативного подхода

 

Привлечение и адаптация

  • Где взять лучших людей?

  • Поток резюме вырос, а объем  найма  - нет.  Где взять время? Как организовать процесс?

  • Рынок на массовые специальности (сварщик, токарь, ТП) в региональном городе исчерпан.

  • Что делать? З/п без изменений.

Управление эффективностью и мотивацией

  • Повышение производительности труда. Как силами HR можно влиять на ситуацию…

  • «Сотрудники довольны з/п и не хотят напрягаться»

  • «HR внедряет стандарты, а никто не хочет стандартов»

  • «Люди не хотят быть лидерами, а надо»

Обучение и развитие

  • Большая текучесть кадров, «нечего деньги на обучение тратить – все равно уйдут»

  • «Не хотят учиться…»

  • «Низкая управленческая компетентность руководителей. Учим-учим, а толку…. Как не ставили задачи подчиненным, так и не ставят…»

 

Когда возникают трудности в выработке решения?

  • решение неочевидно

  • непонятно, что делать, потому что уже все попробовали

  • непонятно «за что схватиться», с чего начать

  • все уже изобретено до нас, но привычные способы либо требуют затрат (финансово, по времени), либо «не работают»

Что чаще всего препятствует поиску решения?

  • Обобщенная формулировка проблемы/задачи.  Многие «ломают копья», пытаясь ответить на обобщенные вопросы, например: «ГДЕ НАЙТИ ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ?». О чем идет речь? Вот варианты:

ГДЕ – город, отрасль, страна, учебное заведение, компания-конкурент

НАЙТИ – создать базу данных резерва, устроить собеседования, передать информацию, закрыть вакансии

ЛУЧШИХ – совестливые  талантливые трудоголики, мотивированные, опытные

ЛЮДЕЙ – пол, возраст,  образование, опыт, хобби, контактная сеть

 

Чем точнее определена задача, тем легче ее решить. Не зря говорят, «хорошо сформулированная проблема несет на себе решение, как улитка – домик».

  • Критика на стадии генерации. Да-да, старо как мир, и все-таки. Любые слова, намеки, выражения лица, которые говорят: «Это ерунда», «Это уже говорили», «Это не сработает». Убрать критику сложно. Особенно, когда генерация идей заходит в тупик. Преодолеть этот барьер можно с помощью игры, например, заранее договориться о добавлении фантастического контекста в решении задачи. Игровая атмосфера раскрепощает.  Даже если кто-то морщится или отрицает идеи, игра смягчает такое поведение.

  • Поиск идей в ограниченных областях. Поговорка «у умных людей мысли сходятся» как никогда отражает действительность. Спросите – что сделать, чтобы уменьшить текучесть персонала? С какой вероятностью появится ответ  – «увеличить зарплату»? Мало кто скажет – «перекрасить стены» или «увеличить перерывы». Между тем, известно, что именно такое  решение предложил  Э. Мэйо в 30-е годы прошлого века, уменьшив текучесть кадров в 2 раза.  Ищите  в разных областях, иногда решения как грибы, прячутся под ворохом привычного.

  • Попытка «дожать» поиск при возникновении тупика. Как себя ведут люди, когда не получается – пробуют еще и еще раз.  Тупик – и мы ходим по кругу, по сути повторяя примерно одинаковые решения.  Чтобы выйти из тупика необходимо либо остановиться, отвлечься, либо начать использовать другие инструменты. Например, перед нами стоит задача внедрить стандарты и мотивировать персонал им следовать. Мы перебираем решения в из области «Кнут и пряник», как наказать или поощрить. Отсюда появляется вопрос: «А где еще можно поискать?» - так мы выходим из тупика в те области, которые еще не рассматривали.

Итак, какие инструменты могут нам помочь в генерировании новых вариантов решений?

 Этапы и технологии генерации идей и вариантов решений

Шаг №1

Формулировка проблемы: на этом этапе необходимо собрать информацию,  проанализировать и переформулировать проблему. Информация – основа любого решения. Неполная или неверная информация затрудняет поиск. Иногда анализ помогает обнаружить  области, где еще не искали.

Например: «Где найти исполнительный персонал?»

 

Сформулируйте с другой точки зрения:

Как мотивировать людей стать исполнителями?
Как сделать работу исполнителя привлекательной?

 

Шаг №2

Генерация идей. На этом этапе мы ищем, создаем и фиксируем идеи, предлагаем использовать "Метод наоборот". 

Сформулируйте проблему «наоборот»:  «Как стать незаметной Компанией для персонала?».

Вначале ищем идеи - как стать незаметными, затем  перекладываем эти идеи на практику найма, находим противоположности:

 

Например:

Как стать незаметной Компанией для персонала?

  • Не PR-ить Компанию

  • Держать в тайне цели работы

  • Нет  вывесок, логотипов и формы сотрудников

  • Сотрудники между собой не общаются

 

Проведите реверсию действий - Как привлечь персонал?

  • "Устроить для соискателей «день открытых дверей», познакомиться  с сотрудниками

  • Рассказать  потенциальным кандидатам о целях, смысле, миссии

  • Яркая, привлекательная форма контактного персонала

  • Создать форум, чат,  в которых Компания организует общение

Пример воплощения:

В одной из больниц Канады стояла цель увеличить приток кандидатов на вакансии младшего медицинского персонала. Чтобы добиться цели служба персонала разместила на  You Tube видео – история о кандидате, который идет по госпиталю и его с радостными возгласами и песнями приветствует весь персонал. Видео просмотрели 60 тысяч человек. За 2 недели после выхода видео в больницу поступило 2,5 тысячи резюме (ранее столько приходило за  полгода). 200 человек было набрано в штат.

 

 

Метод аналогий

Еще один способ генерации идей – понять, как решаются аналогичные задачи в других профессиональных областях, на других рынках или может быть в других странах, и переложить этот опыт на свою проблему. Например, к нашему вопросу  по поиску персонала мы выбрали аналогию: «Как найти грибы в лесу, если перед тобой уже прошли грибники?»

 

Например,

«Как найти грибы в лесу, если перед тобой уже прошли грибники?»

«Где найти исполнительный персонал?»

  • Изменить маршрут

  • Купить грибы в магазине

  • Пусть ищет самый «глазастый»

  • Найти другие места для найма.  Например,  одна их компаний нашла  конструкторов  мебели среди «самоделкиных», предлагавших свои услуги по починке и изготовлению мебели в газете «Из рук в руки».

  • Взять сотрудников на аутсорсинг.

  • Привлекать кандидатов,  устраивая встречи с президентом Компании. Или воспользоваться услугами агентства по найму.

 

Шаг №3

Оценка идей: отбор, оценка идеи и фиксация всего, что было придумано. На этом этапе важно выделить критерии, которым должна соответствовать выбранная идея. Помощником в проверке будет список контрольных вопросов.

 

Пример оценки идеи: Взять сотрудников на аутсорсинг

 

Варианты контрольных вопросов

  • Сколько денег компании потребуется для реализации этой идеи?

  • Какая будет отдача?

  • Что может помешать реализации этой идеи?

  • Сильные и слабые стороны этого решения

  •  ...

Шаг №4

Воплощение идеи. Составить бриф проекта и плана действий.  Реализация проекта – это неотъемлемая часть креативного процесса. А нам важно, чтобы генерация идей не осталась просто игрой воображения.

 Вместо заключения

Можно часто услышать фразы, я не творческий человек, мне трудно придумывать и тому подобное.

Мы убеждены, креативным может стать каждый, если конечно захочет. Вот несколько ответов главные на вопросы

 

Как стать креативным?

  1. Ориентируйтесь на людей, умеющих создавать

  2. Изучайте лучшие креативные кейсы

Как  создавать?

  1. Общайтесь с людьми,  c которыми вы не согласны. Их мнение, точно отличается от вашего, поэтому понимание позиции такого человека позволяет посмотреть на вопрос под другим углом.

  2. Создавайте разнообразие – идей, впечатлений, подходов, людей…

  3. Используйте готовые креативные решения

Откуда брать вдохновение?

  1. Определите задачу

  2. Выделите то, что уже знаете

  3. Соберите информацию о том,  что происходит в вашем бизнесе/индустрии

  4. Используйте опыт других индустрий, других профессий

  5. Оглянитесь на людей вокруг. Их мнение, взгляды, идеи могут стать источником вдохновения

  6. Найдите креативного партнера, который поможет реализовать  вашу идею

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018