© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Почему идеи не приходят? Подсказки практику мозгового штурма

Мозговой штурм – это проверенная годами технология, которая позволяет за ограниченный промежуток времени выработать несколько вариантов решения одной важной для организации задачи.

 

По статистике за один час мозгового штурма возникают до 70-ти идей, из которых 5-10% впоследствии внедряются в компании. Такой высокий результат возможно достичь только при соблюдении правил организации мозгового штурма, а именно: длительность не более двух часов, группа до 12 человек, четкое следование технологии проведения и обязательное наличие ведущего. Для успеха необходимо знать, какие «ловушки» возникают в процессе мозгового штурма и уметь их преодолевать – именно об этом мы и расскажем.

 

 

 

Шесть ловушек при проведении мозгового штурма

 

1. ОДНОРОДНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

 

Киллеры креативности:

 

Собрать людей из одного отдела, одной специализации, одного пола и возраста и попросить их придумать что-нибудь «свеженькое»

Часто к мозговому штурму привлекают тех, кто хочет и может участвовать: на «штурм» отправляются сотрудники одного отдела или просто хорошо знакомые коллеги, а в результате на выходе нет оригинальных идей. Правильный подбор участников – залог эффективной работы группы.

 

 

Решение:

 

Чем «пестрее» состав участников, тем эффективнее процесс. Мы рекомендуем приглашать сотрудников разного статуса и самого разнообразного функционала, а еще лучше, если в группе будет хотя бы один новичок: у сотрудников с большим стажем работы в компании гораздо сильнее проявляются стереотипы, затрудняющие поиск свежих решений.

 

 

 

2. СТРЕМЛЕНИЕ К «ПРАВИЛЬНЫМ ИДЕЯМ»

 

Киллеры креативности:

 

1. Требовать друг от друга немедленных доказательств применимости и обоснований пользы каждой идеи по ходу генерации

2. Думать: «Я скажу глупость», «Эта идея точно не пройдет, они это не примут», «Лучше я помолчу».

В процессе мозгового штурма участники сначала думают, а только потом говорят вслух, при этом стараются высказывать только безопасные, «правильные» идеи. Такой подход в корне противоречит принципам проведения мозгового штурма, в котором важна спонтанность: сначала говорим, а потом – думаем!

 

Решение:

 

Ведущий четко проговаривает правила, следит за их соблюдением и задает модель поведения в группе. Основных правил всего три:

1.Идеи нужно не аргументировать, а только высказывать.

2.Никакой критики или похвалы

3.Если возникают ассоциации – их нужно проговаривать.

Не менее важно не проводить анализ возникших идей в день проведения штурма, а отложить обсуждение на несколько дней.

 

 

 

3. РАЗМЫТАЯ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Киллеры креативности: 

 

Начинать генерацию идей, не достигнув отчетливого понимания ключевого вопроса и границ проблемы

 

Корректность и четкость заданного вопроса – половина успеха мозгового штурма. Есть классический кейс, когда посетители торгового центра жаловались на слишком медленную работу лифтов. Вместо технического вопроса «Как нам увеличить скорость?» на мозговом штурме была поставлена задача «Как отвлечь внимание посетителей от скорости лифта?». В результате родилось решение, ставшее сегодня мировым стандартом: в лифтах разместили зеркала.

 

Решение:

 

Существует несколько способов уточнить постановку задачи: например, зафиксировать ситуацию в организации на данный момент и описать желаемую ситуацию после решения проблемы. Очень действенен простой прием, когда ведущий предлагает три раза подряд переформулировать вопрос другими словами

 

4. КРИТИКА ЧУЖИХ ИДЕЙ

 

Киллеры креативности: 

 

1. Выбрать на роль ведущего авторитарного руководителя, который будет неодобрительно качать головой и отсеивать идеи сразу по ходу их генерации другими участниками

 

2. На стадии генерации оценивать идеи друг друга и говорить «это нереально», «мы так не делаем», «это точно не купят » и т.д.

 

В нашей стране на уровне глубинных человеческих установок существует привычка оспаривать предложения, высказанные другими людьми, и воспринимать в штыки новые идеи. На мозговых штурмах распространена ситуация, когда один участник предлагает, например, поставить для посетителей кофейный аппарат, а другой сразу его перебивает – «Нет, аппарат не с кофе, а с чаем!» - тогда как идея, в сущности, одна и та же.

 

Решение:

 

Задача ведущего строго контролировать соблюдение основного правила: «Не критиковать!». Часто источником критики в группе является руководитель, поэтому мы предлагаем ему взять на себя роль эксперта. «Эксперт» – это участник, который не имеет права говорить вслух, но вместо этого пишет свои предложения на карточках и передает их ведущему мозгового штурма. Такой прием очень эффективен: он позволяет участникам свободнее высказывать свои идеи, а ведущему помогает вывести дискуссию из тупика с помощью идей «эксперта».

 

 

5. ЗАСТРЕВАНИЕ НА СТАДИИ «СБРОСА ШЛАКА»

 

Киллеры креативности: проводить генерацию идей в ситуации жесткого цейтнота, как часть утренней «пятиминутки»

Наш мозг так устроен, что в любой ситуации он сначала выдает хорошо знакомую информацию, а только потом включает механизмы поиска нового решения. Первые 20-30 минут любого мозгового штурма участники выдают тривиальные пути решения проблемы - «сбрасывают стереотипы». Крайне важно не «застрять» на этом этапе, а перевести группу на следующий уровень.

 

Решение:

Для «раскачивания» стереотипов существуют разные приемы, в том числе постановка проблемы наоборот: вместо «Как снизить процент воровства в торговых залах?» ведущий спрашивает группу, как его можно повысить. Подобная как бы абсурдная формулировка включает новые ассоциативные цепочки и отключает подсказки опыта, помогая преодолеть опасный рубеж и запустить генерацию идей на новом уровне.

 

6. ПРИВЫЧНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 

Киллеры креативности:

 

1. Однообразие жизненного опыта, монотонность задач

2. Посадить всех голодными, уставшими в душное помещение и не давать прерываться

 

Проводить мозговой штурм без отрыва от повседневных задач – утопичная идея. Монотония (однообразие) и многозадачность одинаково губят креативность, поэтому для создания продуктивной обстановки необходимо вырвать участников из привычного окружения. 

 

Решение:

 

Для приведения мозга в состояние активности важны новизна и полимодальность окружающей среды. Важно не просто перенести действие в новое помещение, но и задействовать все органы чувств: показать участникам яркий видеоролик, предложить новые пробники продукции, привести на мозговой штурм интересного человека – то есть создать новизну всеми доступными способами.

Креативность - это не привилегия особенных людей, а совокупность корректно применяемых методов включения нашего мозга. При соблюдении всех правил и с помощью опытного ведущего мозговой шторм становится экономичным и действенным способом поиска инновационных решений силами самой организации

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload