© 2017 ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

На сайте  использованы иллюстрации Румянцева В.Д.

Спасибо, что Вы с нами и продолжаете создавать идеи и решения! Мы запустили этот сайт, чтобы у вас всегда были "под рукой" примеры для вдохновения - короткие советы, фото, истории, факты.  ​ Берите "себе в копилку", сравнивайте, анализируйте. Новых Вам путей и озарений, и просто хорошего настроения!

Синектика для бизнеса: Что? Где? Когда?

ХХI век характеризуется системным ростом скорости изменений – в экономике, политике, технологиях, ценностях. Компаниям требуются новые технологии, как High tech, так и High hume, к которым относятся методики развития креативности и нестандартного мышления у руководителей и перспективных сотрудников. Перед компаниями как никогда стоит задача добиться отраслевого контраста в продукте, технологиях или предоставляемых услугах. Под эту задачу нужны «работающие» инструменты «выхода за рамки» и генерации прорывных бизнес-идей.

 

Один из таких инструментов – СИНЕКТИЧЕСКАЯ БИЗНЕС - СЕССИЯ. Ожидаемый результат от такой бизнес-сессии – генерация прорывных идей для внедрения в практику, конвертируемых в пользу и деньги для компании. Цели применения технологии СИНЕКТИКИ для бизнеса:

 

Поиск и внедрение новых решений для сквозных и текущих неоптимальностей (негативных явлений в компании, которые не преодолеваются годами, даже десятилетиями).

 «OUT OF THE BOX» - барьеры (комплексы стереотипов) успешного ведения бизнеса преодолеваются с помощью техник, позволяющих радикально преодолевать привычный подход, приобретается новый взгляд на компанию, ее продукт, клиентов и конкурентное окружение.

 

ЧТО ТАКОЕ СИНЕКТИКА? КАК ЭТОТ МЕТОД РАБОТАЕТ?
Синектика как метод поиска новых идей возник в середине 20-го века, когда американский исследователь Уильям Гордон искал способ усовершенствовать технологию мозгового штурма и изучал работу одной изобретательской группы, отличавшейся высокой продуктивностью. Секрет этой группы изобретателей был в широком ассоциативном поиске решений и идей из смежных областей во внешнем мире.

 

Суть синектики в том, что рассматриваемый объект или проблема сравнивается с аналогичным объектом из другой отрасли бизнеса, техники, или с объектом из живой природы. Делается это с помощью создания АНАЛОГИЙ. Прямая аналогия – свободный ассоциативный поиск в окружающем мире, наблюдение или перенос на решаемую задачу.

 

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику – обтекаемая форма субмарин, закрылки у самолетов. Когда изобретатель Ж. Деместрель в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки, ему пришла в голову идея уже привычной всем нам застежки-липучки. Изобретатели братья Джон и Энтони Джентил предложили компании по производству игрушек Lewis Galoob идею летающей куклы, которая родилась у них, когда они наблюдали за тем, как дети играют летающими семенами клена.

 

ПРИ СОЗДАНИИ ПРЯМОЙ АНАЛОГИИ МЫ ДЕЛАЕМ НЕСКОЛЬКО ШАГОВ:
1. Формулировка проблемы и ее фиксация

2. Поиск аналога из другой области (задаем вопросы: на какой процесс, механизм в другой области похожа на проблема? В какой области похожий процесс работает и не дает сбоев?)

3. Как это работает? Фиксируем – за счет каких механизмов, действий проблема-аналог решена

4. Перенос на свою область - Что мы можем использовать у себя? 

 

Смещение процесса исследования проблемы с уровня логического мышления на уровень интуитивного мышления приводит к тому, что решаемая задача освобождается от привычных ассоциаций и субъективных ограничений опыта генераторов. Рождающиеся параллельно аналогии и метафоры порождают новую питательную среду для «вызревания» нестандартных решений. Таким образом, происходит освобождение проблемы от привычного контекста, происходит тот самый знаменитый эффект «out of the box».

 

ОТЛИЧИЕ ОТ МОЗГОВОГО ШТУРМА:
Мозговой штурм, по большому счету, не является технологией: это управляемая дискуссия со сводом определенных правил: например, «не критиковать на стадии генерации» или «количество идей важнее качества» и т.д. В последние годы компании, на практике использующие приемы мозгового штурма для поиска новых решений, отмечают, что даже при корректно проведенном обсуждении, в группе все равно не возникает настоящего «прорыва» - то есть, выхода за рамки известного и привычного.

 

И это не случайно, ведь мозговой штурм делает ставку на командное порождение значительного количества разных идей.  Но: в нем отсутствуют творческие инструменты и технологии генерации, позволяющие кардинально преодолевать стереотипы мышления за счет использования принципиально других механизмов мышления – аналогий, ассоциаций, метафор и образов. В результате, мы собираем людей, время которых обычно стоит дорого,  просим обменяться своими знаниями и идеями из опыта. Этого явно недостаточно для прорыва. В синектике же создаются условия, при которых одновременно с логическим поиском решения проблемы протекает другой процесс - аналогия, ассоциация, метафора.

 

Эффективность использования метода во многом зависит от правильного отбора участников таких сессий. Для мозговых штурмов на практике часто собирают людей одной специализации, пола и возраста и просят «быстро придумать что-нибудь свеженькое».  В компании У. Гордона существуют готовые команды профессиональных синекторов, прошедших подготовку. Один из ключевых критериев отбора - наличие у  участников в опыте двух разных специальностей.

В России пока еще невозможно пригласить к себе команду профессиональных синекторов, поэтому при выборе участников сессий стоит обращать внимание на их мультифункциональный опыт в прошлом, разнообразие их экспертизы в Компании и на крайне важное умение – умение наблюдать за окружающим миром, над тем «как работают вещи».

 ГДЕ И КОГДА ПРИМЕНЯТЬ?
Опыт применения синектики ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» для развития услуг и ассортимента компаний:

Для каких проблемных областей в компании подходит «синектическая сессия»?

Мы выделяем такие требования к выбранной теме или проблеме генерации идей:

  • Актуальна с точки зрения влияния на эффективность Компании

  • Интересна самим участникам, есть неформальная мотивация к поиску решения

  • Находится в зоне ответственности и экспертизы самих участников

  • Проблема предполагает несколько вариантов решений, допускает гибкий подход

В НАШЕМ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ СЕССИЙ МЫ РАБОТАЛИ С ШИРОКИМ КЛАССОМ ЗАДАЧ, НАПРИМЕР:

  • Создание принципиально нового формата проведения клиентских дней для лакшери бренда

  • Новые способы вторичного использования отходов на производстве

  • Модернизация системы качества на производстве

  • Создание концепции нового офиса для инновационных подразделений

  • Снижение случаев воровства в розничных точках

  • Разработка новых способов проведения клиентских дней в точках продаж

  • Как улучшить взаимодействие финансового подразделения с другими функциями в Компании?

  • Как привлечь клиентов в точки продаж, новые способы коммуникации продукта

  • Создание доверия целевых клиентов к бренду

  • Создание прорывных продуктовых новинок и концепций и развитие ассортимента при услуг компании.

По опыту работы с нашими клиентами сессии с применением синектического подхода эффективны, когда:

1) Необходимы новые решения для того, чтобы реагировать на быстро меняющийся рынок и запросы потребителей: внедрение новых технологий, апгрейд существующих решений, модернизация продуктов или услуг.

2) Создание абсолютного нового «прорывного» продукта или сервисного решения с нуля

3) Выработка решения для конкретной бизнес-неоптимальности (случаи воровства, например)

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярное

Как стереотипы помогают стать более креативным

July 1, 2019

1/4
Please reload

Последнее

December 26, 2018

Please reload

Архив публикаций